Навигация
Навигация
Главная
История города
Гостевая книга
Форум
Архив статей
Новости района
Литраздел
Доска объявлений (3)
Фотогалерея
Видео
Вход/выход
Реклама
Реклама
 
Картинко
Форум Болхов.Ру
Добро пожаловать, Гость
Вход или Регистрация    Забыли пароль?
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ (1 чел.) (1) Гость
Вниз
Сообщения темы: RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ
#3522
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 8 мес. назад Репутация: 43  
Священноисповедник протоиерей Георгий Алексеевич Коссов (4 апреля 1855 — 8 сентября 1928).





ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОССОВ, православная Священноисповедник, (4 апреля) 1855 г. - (26 августа) 1928 г., учитель и заведующий сельскойшколой в Болховском уезде Орловской губернии, протоиерей и устроитель ЦЕРКВИ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ СЕЛА СПАС-ЧЕКРЯК, основатель, учитель и законоучитель школы грамотности, устроитель слесарной и столярной мастерских, интерната на 80 человек, сада и пасеки при школе, основатель кирпичного завода, основатель и вкладчик в размере до восьми тысяч рублей и земли для одноклассной церковно-приходской школы, основатель вкладчик до рти тысяч рублей и даритель второклассной церковно-приходской школы, основатель первой в уезде второклассной школы, основатель, учитель и законоучитель Сиголаевской, Шпилёвской и Меркуловской церковно-приходских школ, устроитель больницы в селе Спас-Чекряк, устроитель приюта для ста пятидесяти крестьянских детей-сирот с башмачной и ткацкой мастерскими с ткацкими станками, устроитель сада, плотины и пруда для купания при приюте;
*************************************
Память 26 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родились 4 апреля 1855 года в с. Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии в семье священника.
По окончании сельской школы поступил в Орловскую духовную семинарию. В старших классах семинарии сделался духовным сыном оптинского старца о. Амвросия.
После окончания семинарии Георгий пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд. Работал учителем, заведующим земской школой.
Женился на сироте-бесприданнице, Александре Моисеевне.

В декабре 1884 года был рукоположен во священника к Преображенскому храму села Спас-Чекряк, в один из самых отдаленных приходов глухой части Болховского уезда Орловской губернии.

Приход был очень бедный, всего 14 дворов, так себе хуторок маленький. Церкви там настоящей не было, а стояла ветхая, покосившаяся часовенка, щелевками сбитая, где и отправлялось богослужение, и так в ней было холодно, что даже Св.Дары в Чаще замерзали... Обширный церковный дом требовал капитального ремонта.

Ночью по прибытии начались "страхования": ясно слышался какой-то вой и шум; кровать, на которой лежал о.Георгий, кто-то качал из стороны в сторону. Наконец он был выброшен какой-то силой из кровати на пол, причем голос снова проговорил: "лучше уходи отсюда, все равно мы тебя выживем". Смущенный о. Георгий обратился за советом к прп. Амвросию Оптинскому, и тот ответил:

"темная сила не имеет никакой силы над человеком, если не будет попущения для его вразумления и исправления, и верующий человек, а тем более иерей не должен ее бояться. Ему известно, чем и как побеждаются козни диавола". А на жалобу о невозможном состоянии храма в селе Чекряках, прп. Амвросий сказал только одно: "а ты строй новый, большой и каменный".

Вернувший, о. Георгий стал служить ежедневно (к неудовольствию псаломщика). "Страхования" больше не повторялись. Небольшой приход стал прирастать жителями соседних сел. Прихожане понемногу стали привязываться к своему пастырю и ценить его служение. Тогда он в беседах с народом обратил внимание на печальное состояние, в котором находится храм, и на необходимость выстроить новый. Его слово нашло отклик в сердцах прихожан. На общем их собрании было решено выстроить новый, более обширный храм, притом каменный. Был послан в разные города сборщик для получения доброхотных даяний верующих, кроме специального сбора в храме, который проводился во время каждого богослужения, нашлись и жертвователи, приносившие о.Георгию иногда значительного размера суммы.

Хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане. Для приезжих был выстроен из собственного кирпича страннический дом - подобие гостиницы.

Еще в 1885 г., при отсутствии подходящего здания, о. Георгий обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом им под школу. Затем священник при¬обрел этот дом и устроил в нем школу грамотности, преподавал в ней Закон Божий и светские дисциплины. В 1894 г. в Спас-Чекряке была построена кирпичная одноклассная церковно-приходская школа на участке земли, пожертвованном им же и госпожой Всеволожской. На следующий год Орловский епархиальный училищный совет решил открыть в селе первую в епархии второклассную церковно-приходскую школу, новое здание которой было освящено 22 октября 1896 г.

О. Георгий в школе для мальчиков устроил интернат на 80 человек (всего училось примерно 130), библиотеку на 500 книг, две мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев (на пчеловодческой выставке в Волхове была получена почетная грамота); купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400 деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил даже электрическую машину.

Второклассная школа в Близне, рядом со Спас-Чекряком, которой заведовал батюшка Георгий, стала образцовой. В дальних деревнях прихода им были организованы еще несколько церковно-приходских школ: в деревнях Сиголаево (1898), Шпилево (1898) и Меркулове, в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. На обучение крестьян шли доходы двух-трех имений. В 1902 г. были возведены новые кирпичные школьные здания.

К 1903 г. был построен приют для девочек - невиданное дотоле место спасения сироток со всей России. Приют был освящен 27 июня 1903 года. Сюда поступали по боль¬шей части круглые сироты, девочки из крайне бедных семей, от трех лет и старше. Трехэтажный красивый кирпичный дом, построенный столичным зодчим, был рассчитан на 160 детей, в первый год их было около 30. На первом этаже располагалась столовая, чайная, кухня, башмачная мастерская, на втором - приемная для посетителей (зал), классы, ткацкая мастерская, квартиры начальницы, ее помощницы и учительниц, в верхнем - спальни и гардеробная. В светлом зале - «молельне» находились два большие киота с боковыми маленькими отделениями, куда девочки помещали свои простые иконы - родительское благословение. Когда девочке исполнялось 14 лет, батюшка заказывал кованый сундук и все годы до выхода из приюта «набивал его добром» - будущим приданым. К мудрому пастырю пришли верные сподвижники - педагоги и воспитатели. Так, паломницей в Спас-Чекряк приехала княжна Ольга Евгеньевна Оболенская и осталась воспитательницей приюта, потом заведующей.

В 1905 г. освятили во имя Преображения Господня главный престол нового каменного храма. Старая церковь была аккуратно разобрана и на ее месте построен еще один, маленький, храм. В нем почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали».

Кирпичный дом самого о. Георгия отличался скромностью обстановки. Крылечко, как у русских теремов XV-XVI вв., вело в прихожую. Далее находилась комната, совмещавшая зал и столовую. «Посредине стоял большой квадратный стол, в дальнем углу фисгармония, в простенке очень большие часы с завывающим боем, диван с продавленными пружинами, несколько стульев и душистая герань на широких подоконниках». Далее дверь вела в небольшую, «весьма бедную» комнату батюшки, где он принимал посетителей, сидя в большом кресле с очень высокой спинкой.

О.Георгий стал известен за пределами Болховского уезда. К нему скоро стали обращаться за советом и утешением интеллигентные люди, причем некоторые из них приезжали издалека, например из Москвы. Известны случаи исцелений больных и получения помощи в беде по молитвам о.Георгия. Высоко чтил подвижника св. Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой благодатный, святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь Господа.

Осень 1918 г. красноармейцы приехали за батюшкой, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовывать. А о.Георгий благодушно давал им наказ: выполнить то, за чем пришли, а испугавшуюся матушку успокоил: "Я вернусь".

В уездной Болховской тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева.

В село стали посылать всяких уполномоченных, разные комиссии. Устраивали обыски, описывали вещи священника, ставили на особый учет прихожан. Власти преобразовали батюшкино хозяйство в сельхозартель. Из Орла пришло распоряжение, чтобы новых сироток в приют не брать, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе новое пристанище.

Зачастили в село и обновленцы, искушая о.Георгия благами. Но священник решительно отказался стать на ложный путь обновленцев. Тогда обновленцы, стали писать на него доносы, что батюшка настраивает народ против власти.

В 1922 г. в село прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из серебра и золота. Ценностей у священника не оказалось, тогда его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли проявить какое-либо снисхождение, в губернскую.
В тюрьме начались бесконечные допросы священника о якобы сокрытом золоте. О.Георгий давал смиренные и кроткие ответы. Порой тюремные служители получали от него пророческие предсказания. И пребывали в опасении и недоумении, как поступить с ним? Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали о.Георгию выполнять грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились их сделать, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены его отпустить.

О. Георгий вернулся в Спас-Чекряк и продолжил свое служение. В страшную пору гонений он ободрял своих прихожан:

"Главной причиной людских бед является наша грешная жизнь и отступление от Бога. Но это пройдет. Скорбями и страданиями Россия очистится от грехов и обратится к Богу. Царица Небесная не оставит наш народ и будет молить за нас Сына Своего нашего Спасителя Иисуса Христа. И Господь Бог смилуется и простит грехи наши и даст людям спокойствие и благоденствие. Когда это случится, вновь явится икона Казанской Божией Матери и будет прославлена в третий раз".

Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды подорвали здоровье священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги. По откровению от Бога о.Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, вспоминая с благодарностью великие благодеяния Божии, явленные ему.

Скончался 8 сентября 1928 года в селе Спас-Чекряк, где и был похоронен у алтаря.

Супругу о. Георгия, Александру Моисеевну, ее брата, учителя школы в Чекряке Михаила Зернова и дочь Елену с тремя детьми и мужем изгнали из Чекряка и сослали на север.
В 1936-1940 гг. была разобрана на кирпич Преображенская церковь, после войны такая же участь постигла школьные здания (сохранились только больничный корпус, используемый под жилье, развалины амбара и погреба). Но продолжали совершаться благодатные знамения по молитвам у могилы или колодца, которые власти приписывали невежеству народа. Последовало запрещение служить панихиды на могиле. Ее не раз срывали и заравнивали вокруг землю. Но паломничество не иссякало. В 1959 г., несмотря на запрещение, православные люди насыпали могильный холм, на котором в начале 1980-х гг. установили памятник и оградку.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Святые мощи исп. Георгия были обретены 9 декабря 2000 года, когда после четырехдневных раскопок был найден гроб в дубовом саркофаге, а в нем - останки батюшки, митра (ранее не было известно, что он был награжден ею), крест в правой руке, Евангелие в латунном окладе.
___________________________________________

Аресты
Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк
Год ареста 1918
Осень 1918г. красноармейцы приехали за батюшкой, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовывать. А о.Георгий благодушно давал им наказ: выполнить то, за чем пришли, а испугавшуюся матушку успокоил: "Я вернусь"
Места заключения
Орловская губ., г.Болхов, уездная тюрьма
Год начала 1918
Год окончания 1918
В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. С удивлением смотрели большевики на высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и людям и желание служить им до последнего вздоха. Утесненный тюремным заключением о.Георгий не переставал всем являть ласку и приветы. Своих утеснителей видел он прозорливыми очами сами страдающих от жесточайшего террора, не ведующих, что они творят, и жалел их,зная, как иные из них не могут оправдаться на справедливом Божием суде.Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного.

Аресты
Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк
Год ареста 1922
В 1922г. в село прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из серебра и золота. Ценностей у священника не оказалось, тогда его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли проявить какое-либо снисхождение, в губернскую
Места заключения
Орел, губернская тюрьма
Год начала 1922
В тюрьме начались бесконечные допросы священника о якобы сокрытом золоте. О.Георгий давал смиренные и кроткие ответы. Порой тюремные служители получали от него пророческие предсказания. И пребывали в опасении и недоумении, как поступить с ним? Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали о.Георгию выполнять грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились их сделать, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти не смогли предъявить батюшке улик его виновности и были вынуждены его отпустить.
********************


На другой день после октябрьского переворота о. Георгия в Спас-Чекряке посетил епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик.

После беседы владыка покинул лом батюшки со слезами на глазах.

Поручая себя Промыслу Божиему, о. Георгий продолжал утешать свою паству. Благодаря его усилиям Спас-Чекряк был как бы островком по­среди разбушевавшегося моря. Церковь отделили от государства, большевистские власти стали раз­жигать ненависть к ней и духовенству. В Болховском уезде поводом к репрессиям был слух о золо­те, спрятанном монахами в Троицком мужском монастыре. Преследовать стали всех духовных лиц и их родственников. 9 мая 1918 г. пьяные красно­армейцы ворвались в дом священника Иоанна Панкова в с. Усть-Нугрь Болховского уезда и зверски закололи штыками о. Иоанна и его двух сыновей: Николая - офицера, вернувшегося с фронта и Пет­ра, ученика 2-го класса Духовной семинарии (про­славлены в лике Святых вместе с о. Георгием в 2000 г.).

Осенью 1918 г. красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, даже растерялись. А отец Георгий благодушно дал им наказ: выпол­нить то, за чем пришли, испугавшуюся матушку успокоил: «Я вернусь».
Промысл Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпус­тили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. В эти годы о. Георгия посетил со своими близки­ми 10-летний паломник - будущий старец-архи­мандрит, о. Иоанн (Крестьянкин). «Это счастье про­должалось всего несколько дней, но память о нем согревает меня всю жизнь», - писал впоследствии о. Иоанн.
В начало двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла комиссия по изъя­тию церковных ценностей, которых у священника не оказалось. Его обвинили в укрывательство, аре­стовали, отправили в губернскую тюрьму, где, в отличие от уездной, на снисхождение рассчиты­вать не приходилось.Власти и на этот раз не смог­ли предъявить улик и снова были вынуждены отпустить его. Подвижник умер от 26 августа 1928 г. (по ста­рому стилю), 73-х лет.

Напасти от врага рода человеческого не пре­кращались и после. «Умрешь в бане», - с горе­чью сказал перед смертью о. Георгий своей ма­тушке. Действительно, Александру Моисеевну, ее брата, учителя школы в Чекряке Михаила Зернова и дочь Елену с тремя детьми и мужем из­гнали из Чекряка и сослали на север. Там в чьей-то бане матушка нашла свой смертный час. Сын о. Георгия - Николай (1888-1929), по оконча­нии Орловской духовной семинарии учительство­вал, затем принял священный сан, служил в Спас­ской церкви с. Шумово (частично сохранилась), с 1920 г. - в Георгиевской церкви г. Болхова, где у него бывал и о. Георгий. Такой же, как и его отец, пастырь-бессребреник, о. Николай не пере­жил его и на год, скончался на Троицу от пнев­монии. Когда его хоронили, «весь Болхов звонил». Могила его и матушки Глафиры, которая была репрессирована, восстановлена на Архангельском кладбище г. Болхова. Нелегкая судьба была уго­тована и трем младшим сыновьям батюшки - художнику Тихону, учителю Александру и арти­сту Алексею (две дочери батюшки, Мария и Ана­стасия, рано умерли). В 1930 г. был арестован и приговорен к 5 годам заключения в концлагере о. Константин Коссов.

13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерей­ском Соборе о. Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника.

9 декабря - день обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. Мощи были внесены в алтарь Спасо-Преображенского собора г. Болхова, где и покоятся ныне в деревянной раке на правом клиросе. Великое дос­тоинство приходского священника показал Господь в Своем угоднике, явив его в трудные для нашего Отечества времена.


Не иссякает поток христиан, поминающих угодника Божия словами величание:

«Величаем тя. священноисповелниче Георгие. чтим честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

Текст жития подготовил диакон Александр Берташ.[/color]
_________________
Риза священноисповедника Георгия(Косова)хранится в храме Рождества .
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 17.09.2015 07:45 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#3592
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 8 мес. назад Репутация: 43  
Болховские святые. Отец Егор Чекряковский
Молодого священника отправляют служить в совершенно гиблое место - село Спас-Чекряк под Болховом. Прихода практически нет, дырявый полуразрушенный храм... До него - все сбегали, а он всё это поднял, построил новый каменный храм, село стало богатым и известным, к нему шли толпы людей, устроил приют для девочек-сирот. Не только растил их, но выпускал из приюта с сундуком приданого. Ничего там не было вот этого сиротски-серого - девочки ходили в кумачовых сарафанах, все довольные. Еще несколько школ в округе открыл. Писали о нем Пришвин, Нилус, Иоанн Кронштадтский его знал, к нему направлял людей.
***********************
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ

СПЕСИВЦЕВ, помещик деревни Сиголаевой, приходской от ЦЕРКВИ СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ села Спас-Чекряк, на средства которого в XVII в. поставлена деревянная приходская церковь;


ЖВАХОВ Н.Д., князь, товарищ обер-прокурора Священного Синода, посетивший село Спас-Чекряк и оставивший свои впечатления в воспоминаниях;

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, православный Святой, посылавший своих орловских паломников к Священноисповеднику Георгию;

МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ, православный Святой, священник ЦЕРКВИ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ в селе Спас-Чекряк;

НИЛУС Сергей, православный писатель, посетивший село Спас-Чекряк;

ОБОЛЕНСКАЯ, княжна, посетившая село Спас-Чекряк паломницей и навсегда оставшаяся здесь воспитательницей приюта;

ПРИШВИН Михаил Михайлович, русский писатель, посетитель села Спас-Чекряк в XIX в., автор очерка "Новая земля" о селе;

СЕРАФИМ (ОСТРОУМОВ), православный Священномученик, епископ Орловско-Севской епархии, посетивший село Спас-Чекряк 8 ноября (26 сентября) 1917 г.;
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 04.07.2014 08:07 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#4091
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 5 мес. назад Репутация: 43  
Наследный дар архимандрита Иоанна Крестьянкина - Детство и юность.




В десять лет Ваня Крестьянкин совершил паломничество к духовному чаду оптинского старца Амвросия отцу Георгию Коссову [16] в Спас-Чекряк — Егору Чекряковскому, как звали его в народе. Пребывание в доме отца Георгия в течение нескольких дней в атмосфере духовного подвига служения страждущим, болящим и одержимым людям, было незабываемым.
Ваня прожил в доме отца Георгия неделю, молясь и наблюдая, как много может молитва праведника. Прожил недолго, а память о прочувствованном сохранил на всю жизнь. «Отец Георгий получил для слу¬жения полуразрушенный храм, — рассказывал батюшка, — и совсем умирающий, запущенный приход и стал молиться. Сначала один, и сегодня, и завтра один, и неделю один, и месяц. И не заметил, как за его спиной его молитва собрала паству. А благословение оптинского старца Амвросия открыло в семейном приходском батюшке — старца-целителя, изгоняющего бесов из страждущих. Только молитва и горение духа могут восстановить и стены храма и, главное, нерукотворные храмы — души заблудших и вернуть их Богу ожившими».
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 19.03.2013 12:15 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#4113
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 5 мес. назад Репутация: 43  
К мудрому пастырю пришли верные сподвиж­ники - педагоги и воспитатели. Так, паломницей в Спас-Чекряк приехала

княжна Ольга Евгеньев­на Оболенская

и осталась воспитательницей при юта, потом заведующей. Добрая «мамаша», как ее называли девочки, учила их чтению молит», пению, музыке, играм, рукоделию. Почти все предметы пела в школе кроткая труженица Евдокия Павловна Ремезова, выпускница Калужского епар­хиального училища. Фельдшер-массажистка, нем­ка по происхождению, приняла Православие и, овдовев, поселилась в приюте, где заведовала боль­ницей. Смотрительницей была матушка Александ­ра Коссова, учительствовала также дочь батюшки Елена. Начальство и духовное руководство брал на себя отец Георгий. На веранду, окружавшую со всех сторон его дом, бывало, подбрасывали детей, зная, что батюшка вырастит их. Некоторых из них о. Георгий усыновлял, давал свою фамилию.
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 19.03.2013 12:16 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#4124
Сомов Вячеслав Алексеевич
Ветеран
Постов: 1256

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 5 мес. назад Репутация: 9  
Странно а может и нет. Но Орловская земля не только родина писателей и поэтов. Но и многих святых и подвижников, благочестия,богословов, духовников. Или часть их жизни была связана с Орловщиной.
Например Георгий Коссов, Иоанн Крестьянкин, Василий Ермаков, Инокентий Борисов, Сергий Булгаков, Феофан Затворник, Илия Ноздрин, Афанасий Сайко, Макарий Глухарёв.

Что то в этом есть.
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 19.03.2013 12:23 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#4132
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 5 мес. назад Репутация: 43  
Сюда к перечню уместно добавить С.А.Нилуса, Мценского помещика.

Православный писатель С.А. Нилус, посетив­ший Болхов и Спас-Чекряк, сравнивал облик о. Георгия со Св. Иоанном Предтечей. Как Прор. Елисей поднял плащ Прор. Илии, так и о. Георгий принял благодать Преп. Амвросия. «Не стоит ли одесную его один из тех ангелов, которых в после­дние дни Господь пошлет собирать своих верных со всех четырех ветров земли?», - такими слова­ми завершил он свой очерк 1904 г. об о. Егоре Чекряковском, как любовно называли его прихо­жане.
*****************************

Историческая справка о Сергее Александровиче Нилусе.

Сергей Александрович Нилус (1862-1929 гг.)– новоисповедник. Выдающийся духовный писатель, агиограф, публицист, оставивший в назидание потомкам шесть томов своих произведений. При его деятельном участии стало возможным прославление великого угодника Божиего преп. Серафима Саровского. Так же его старанием увидел свет известный рассказ «Беседа Мотовилова с Серафимом Саровским о цели христианской жизни». Огромное влияние на него оказал св. прав. Иоанн Кронштадтский. Ему посвятил Cергей Нилус свой самый известный и самый значительный труд «Великое в малом». Во втором издании книги «Великое в малом» впервые обнародованы, ставшие известными потом во всём мире, «Сионские протоколы». В январе 1917 г. вышла в свет провидческая книга Нилуса «Близ есть, при дверех».
Революция застала Нилусов на Украине, подвергнув жесточайшим испытаниям: гонениям, преследованиям, обыскам, а Сергея Александровича – неоднократным арестам.

За чтение и хранение его книг расстреливали.

________________________________
Сергей Александрович Нилус

 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 04.07.2014 08:04 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#4695
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ5 г., 3 мес. назад Репутация: 43  
Архиерейское служение в Спасо-Преображенском соборе, посещение архиепископом Антонием с. Чекряк. Фоторепортаж



9 сентября 2012 - 00:59

8 сентября 2012 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе г. Болхова, а после — посетил храм святого священноисповедника Георгия Коссова в селе Чекряк и Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь.



Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Орловско-Ливенской епархии архимандрит Нектарий (Селезнёв), благочинный Болховского округа священник Евгений Евстефеев, клирики Болховского благочиния.



На богослужении также присутствовали глава Болховского района М.Л. Дорофеев и глава администрации Болховского района В.Н. Данилов.

По окончании литургии в Спасо-Преображенском соборе, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был совершен благодарственный молебен в память об избавления России от нашествия Наполеона и оглашено Патриаршее послание по случаю 200-летию Отечественной войны 1812 года.

После вокруг собора был совершен крестный ход с ракой с мощами священноисповедника Георгия.

Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний, обращаясь с Архипастырским словом к собравшимся, призвал паству почаще обращаться в своих молитвах святому Георгию, который предстоит у Престола Божия. «Мы должны молимся и о том, чтобы Господь умилостивил сердца тех, кто ненавидит сегодня Церковь и Россию, иначе наступят страшные времена, — сказал Владыка. — Поэтому — будем утверждаться в вере, любить Бога, прислушиваться к Его заповедям — и будет процветать наше Отечество».

В торжествах в Болхове приняла участие съемочная группа «Православной студии Петербурга», готовящая фильм о духовной жизни города; его планируется показать в эфире санкт-перербургских телеканалов и телеканала «Союз».

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний посетил храм святого священноисповедника Георгия (Коссова) в селе Чекряк и Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 19.03.2013 12:22 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#4792
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Обретение мощей св.исп. Георгия5 г., 2 мес. назад Репутация: 43  
ЧЕТЫРЕ ДНЯ В ДЕКАБРЕ
Заметки об обретении мощей сщисп. Георгия


...Позже, когда о. Владимир проявил высокочувствительную цветную пленку и отпечатал фотоснимки, на них хорошо было видно, как от гроба отходят вверх разного размера светлые шары, а у изголовья струится яркий свет. Одна из таких фотографий была напечатана в 12-м номере «Орловских епархиальных ведомостей» за 2000 год.

... но обретение святых мощей случилось за 211 лет впервые. И это немаловажный и отрадный для всех нас факт, подлинный смысл которого мы осознаем лишь спустя некоторое время.

**********************************
ЧЕТЫРЕ ДНЯ В ДЕКАБРЕ (Сатья полностью)
Заметки об обретении мощей сщисп. Георгия

Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий у могилы св. Георгия КОССОВА В первый день, приступив к раскопкам, решили поначалу памятник не сносить, а выкопать яму рядом с могилой и на двухметровой глубине сделать сбоку подкоп. Раскопали, подкоп сделали, но захоронения не нашли. Тогда памятник с оградой убрали и могилу раскопали полностью, но могила оказалась пустой. Людей в тот день приехало в Спас-Чекряк видимо-невидимо, все ждали торжественного открытия святых мощей, но этого не произошло. Растерялись не только миряне, но и священники. У всех на лицах возник недоуменный вопрос. Сколько лет ездили сюда, на могилу к святому угоднику, а она оказалась пустой. Кто-то из священников сказал, что меня ищет Владыка Паисий, и, когда я к нему подошел, он с тревогой меня спросил: «Как же так, Николай, почему не нашли?» Вопрос этот был задан мне неспроста и по существу. За неделю до раскопок мне было поручено выехать в Спас-Чекряк, чтобы расспросить старых жителей и еще раз уточнить месторасположение могилы. Владыка словно предчувствовал, и, когда я вернулся, он прежде всего меня спросил: «Может ли так случиться, что могилу мы раскопаем, а отца Георгия там не найдем?»
«Вполне может быть, – ответил я. – Ведь могилу два раза ровняли с землей, да к тому же, когда ломали церковь, тут вокруг была гора мусора и щебенки. Отмечала место захоронения веточкой жившая в Спас-Чекряке батюшкина воспитанница, но она могла и ошибиться».
Начали вести раскопки вокруг могилы и наверняка бы копали до самой темноты – энтузиазма и решимости было у всех хоть отбавляй. Но тут вдруг поломался экскаватор, и Владыка Паисий благословил всем разъезжаться по домам.
Нелегко было смириться с тем, что произошло, но на то, видно, была Божья Воля! На другой день по моей просьбе на место раскопок районные власти доставили из Болхова свидетеля тех далеких лет девяностолетнего Алексея Николаевича Янсона. В год смерти отца Георгия ему, как активному члену комсомольской ячейки, было поручено властями присутствовать и слушать, что будут говорить в своих проповедях священники. Ведь проводить батюшку Георгия в последний путь приехало большое количество епископов и священников, и власти боялись, что они будут вести антисоветскую пропаганду. А еще он был единственный из всех свидетелей, который утверждал, что памятник стоит не на том месте. В его воспоминаниях, записанных мною еще два года назад, в отличие от других очевидцев все было по-иному. Он утверждал, что гроб с телом отца Георгия не обносили вокруг церкви, а вынесли и тут же похоронили недалеко от входа в церковь. И хоть многие священники с сомнением отнеслись к его словам, копать все же начали, где он указал. И, конечно же, ничего не нашли. Умышленно он нас сбивал и путал или сам за давностью лет забыл – Бог ему судья. Мы же после короткого совещания стали копать от этого места вдоль фундамента к алтарю короткие, но глубокие траншеи и часа через полтора наткнулись на захоронение.

В тот день людей в Спас-Чекряке было не так много, как в первый день, и все замерли, когда ковш экскаватора зацепил и частично сорвал верхнюю крышку гроба. «Батюшку Георгия нашли!» – крикнул кто-то радостно. И тотчас же несколько человек спрыгнули в яму и стали расчищать гроб. Но вскоре радость сменилась недоумением и грустью. Всем стало ясно, что это не батюшка Егор. Во-первых, гроб был не из досок, а выдолблен из толстого кругляка. Такие домовины делали на Руси еще в допетровские времена, но между тем было видно, что сам покойный был похоронен лет 70 – 80 назад.
В тот день наши поиски так и не увенчались успехом. Гдето в третьем часу дня опять поломался экскаватор, и священники поехали в Болхов, чтобы посоветоваться с главой администрации Н. А. Краличевым, как им действовать дальше. Вслед за ними разъехались и все остальные.
И вот наступил третий день. У многих людей случился надлом, и они начали потихоньку роптать.

– Вот уж сколько земли перекопали, а батюшку Егора так и не нашли, – говорили они. – А может быть, красноармейцы или чекисты его выкопали давно, как это случилось с архимандритами Болховского мужского монастыря.
А в годы войны здесь хозяйствовали немцы. И они тоже могли могилу разрыть. Ведь ходили же слухи, что батюшку Егора похоронили с большим золотым крестом. Как тут не польститься.
В тот день решено было работать до темноты, но вышло все иначе. Еще не было и 11 часов дня, как порвался резиновый масляный шланг у экскаватора. Но эту поломку еще сумели кое-как устранить. Однако примерно через час вышла из строя в двигателе какая-то шестеренка, за которой нужно было ехать в Болхов. В это время приехал архиепископ Паисий с епархиальным секретарем о. Иоанном Троицким, и после короткого совещания было решено раскопки отложить до завтра. В тот день я решил домой не уезжать и пошел искать себе ночлег, а когда вернулся, увидел, что уехали не все. В одной из траншей копали землю лопатами двое, как мне показалось, молодых парней, а на поляне стояла их зеленая «Нива».
– Бог в помощь, – сказал я им. Так мы и познакомились. Надо сказать, что я хоть и не видел их до сей поры, но слышал о них не мало. Это они устроили здесь купальню и отремонтировали святой колодец. Бывшая учительница местной школы Мария Александровна Думчева мне о них рассказывала: «Бывало, приедут на машине ни свет ни заря и стучат молотками, пока не стемнеет». Да и местные жители их хвалили. Слышал я также, что подтолкнуло ребят к этому случившееся в семье Игоря Тишина горе, и попросил его об этом рассказать. Тут и поведал мне Игорь свой печальный, но, к счастью, со счастливым концом рассказ. Впервые он попал в Спас-Чекряк около двух лет назад после того, как в семью пришла беда. Случился у его старшей дочери Светы гнойный аппендицит. Болховские врачи сами делать операцию не решились и вызвали орловскую бригаду. В реанимации Орловской детской больницы, куда поместили девочку, врач им с женой сказал, что положение Светы серьезное. Что делать, Игорь не знал. И тут ему пришла мысль сходить в церковь и заказать дочери молебен о здравии. Но настоятель Христорождественской церкви о. Василий посоветовал вместе с ним съездить в Спас-Чекряк и отслужить молебен на святом колодце. Так они и поступили. А святую воду Игорь на следующий день привез в Орел. Дочь к этому времени уже три дня лежала под капельницей. Есть ей ничего было нельзя, и пила она только святую воду. Пять дней Света пролежала в реанимации, а на шестой день ее перевели в изолятор и разрешили ухаживать за ней жене. А еще через день поместили в общую палату. Пролежала Света в больнице две недели, и ее выписали. Врачам было удивительно, что она так быстро поправилась.
А потом уж по совету Игоря излечилась от рака и дядина жена Юлия Павловна. Жила она в Москве и заболела еще пострашнее, чем Света. Рак груди – не шутка. Сделали ей операцию, удалили одну грудь, а раковые корни поползли дальше. Тут уж врачи руками развели. Приехала она к ним в деревню уж не иначе как с родными попрощаться. Тут Игорь и посоветовал ей съездить в Спас-Чекряк на святой колодец. Помылась она на колодце, мысленно обратилась к батюшке Георгию, как Игорь подсказал, и уже к вечеру опухоль и краснота стали спадать. После этого ездила она в Спас-Чекряк еще несколько раз, пока совсем не излечилась. А излечившись сама, привезла сюда и своего зятя. У него после автомобильной аварии долго не заживала нога. Почти год ходил с металлическим стержнем в ноге, да вдобавок еще мучили сильные боли. В общем, приехал он на святой колодец и не пожалел, что проделал дальний путь. Боль сразу же прекратилась, а вскоре и кость срослась. Тут и пришла Игорю мысль сделать в Спас-Чекряке колодец с купальней, что он и осуществил со своим другом Олегом.
Выслушал я эти дивные истории и в свою очередь о своих чудесах рассказал. Ведь я тоже в некотором роде был причастен к святому колодцу. Летом этого года я был в селе Андросово, там, где родился батюшка Егор.
Село это находится за Железногорском и теперь относится к Курской области, но прежде оно входило в состав Орловской губернии. Места там прекрасные, есть тоже святой колодец, устроенный еще в начале 17-го века. В вышедшей незадолго до революции книге «Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» о нем сказано, что лет 300 тому назад явилась на ключевом источнике в лесу икона Казанской Божией Матери. Случилось это как раз в последнее воскресенье перед ее летним праздником. Но в том месте, где она явилась, была низина, и жители села перенесли ее на другой источник, который находился на возвышенности и был ближе к селу. Но на следующий день икона вновь оказалась на прежнем месте. После этого ее еще дважды переносили, но она снова возвращалась назад. Тогда люди расчистили источник и устроили колодец там, где она явилась. А вскоре по всей округе пошел слух, что вода в том колодце имеет чудотворную силу, и толпы паломников и богомольцев потянулись туда.
Годы воинственного атеизма не обошли святой колодец стороной. Многие жители в селе еще помнят, как его разоряли. Особенно поусердствовали в этом скотник Филипп Власов и лесник Леонид Сотников. В то время Сотников строил дом и дубовые бревна перевез к себе на двор. И как ни просил его отец отвезти их назад, он его не послушал. А вскоре поехал он в лес и не вернулся. Стали его искать и на третий день нашли убитым. Только похоронили, как нагрянула другая беда. Как это произошло, люди рассказывают по-разному, но только случился внезапный пожар, и его дом сгорел дотла. Не миновал Божьей кары и скотник Филипп. В том же году тоже преставился. Пил с мужиками около магазина и вдруг схватился за грудь, присел и больше не встал. Тут уж даже неверующие люди уразумели, что это им за святой колодец кара.
В конце 1980-х годов в селе Андросово открыли храм, а вслед за ним восстановили и святой колодец. А история, которая предшествовала этому событию, оказалась почти такой же, как и здесь, в Спас-Чекряке. Также с болезни и исцеления началась. Заболели у одной девицы, жившей в Белгороде, глаза, так что она и белого света не видела. К каким только докторам ни возили ее, и все без толку. И тут вдруг приснилась ее отцу Ивану сама Пресвятая Богородица и повелела поехать с сыновьями в село Андросово и восстановить там святой колодец. Сам он был из тех мест. Послушался он Царицу Небесную, и, как только восстановил колодец, болезнь у его дочери тут же и прошла.
Но на этом совпадения не кончаются, и дальше идет все как в Спас-Чекряке. Заболела местная жительница Анна Ивановна Ташкина странной и непонятной болезнью. Стала сохнуть и дошла уже до того, что хоть в гроб клади. Уже и смертное себе приготовила. И тут вдруг пришел к ней приезжий из Белгорода мастер, что восстановил святой колодец, и посоветовал ходить по утрам на святой колодец и обливаться святой водой. Стала она так делать и, действительно, скоро поправилась. А потом уж и сама одному молодому человеку, больному ногами, совет дала. И тот послушался и тоже вылечился. Но самое большое чудо ждало меня впереди. Очень уж по душе пришелся мне святой колодец в Андросово, и, уезжая оттуда, всю дорогу думал я, как бы и в Спас-Чекряке такой устроить.
Сразу же по приезде домой начал я искать мастеров. А первым делом написал письмо о. Иоанну Крестьянкину в Псковско-Печерский мужской монастырь и попросил его помолиться. Он-то ведь и к этому колодцу, какой есть, свою руку приложил. В прежнем дубовый сруб совсем сгнил, и только благодаря его молитвам поставила Мария Кузьминична с мужем бетонное кольцо и тем спасла его от окончательного загрязнения. Отправил я письмо, и еще ответ ко мне не пришел, как дошел до меня слух, что колодец в Спас-Чекряке кто-то уже восстановил, а кто – неизвестно. Пошел я в епархию, чтобы узнать, а там об этом и не слышали. Ну, думаю, раз в епархии не знают, то, видно, слух этот ложный. А когда этим летом в конце августа приехал туда, то своим глазам не поверил. Вижу, стоит новый колодец, и, главное, точно такой, как и в селе Андросово, а рядом с ним купальня, которая показалась мне необычайной красоты. Как было тут не удивиться и не возблагодарить Бога и мастеров за такие дела!
К вечеру ребята уехали, и я пошел к Думчевым, а когда уж совсем стемнело, вышел на улицу. Темная, почти непроницаемая ночь нависла над местностью. А вокруг ни одного огонька. Да и откуда им тут взяться? Один только и остался жилой дом Думчевых от прежнего села, да еще в стороне стоит двухэтажная школа с потухшими окнами. Постояв у порога, я снова пошел на место раскопок. «Найдем завтра мы батюшку Георгия или нет?» – с тревогой думал я, осторожно ступая между траншеями. Стояла необычайная тишина, и трудно передать мне то чувство, какое я испытывал. Какое-то внутреннее благоговение и вместе с тем напряжение возникало у меня от того, что где-то тут рядом, в двух метрах, у меня под ногами лежит батюшка Георгий. А в том, что он здесь, я не сомневался. Но были и другие мысли. Ведь мы, выходит, поклонялись пустой могиле, а он, может быть, где-нибудь в стороне под мусором лежит. Теперь уж искать надо до конца, пока всю поляну не перекопаем. Декабрьский озноб пробирал меня до костей, но я все не уходил. Мысли уносили меня то в будущее, то в прошлое.
А в доме у Думчевых за чаем в тепле и уюте, я вдруг ненароком разговорился.
– Мы, люди, в большинстве своем в духовном плане убогие и слепые. Смотрим на многие вещи, но не видим, слушаем, но не понимаем. Я вот, к примеру, когда еду к вам, всегда поражаюсь, какая ужасная беда произошла недалеко от вас. Вывороченные с корнями вековые деревья и разбросанные в разные стороны, словно спички они наглядно указывают на то, что здесь поработала страшная сила. Но для нас это что стихия, да и только. Но как вспомнишь, что произошла эта стихия 17 июля 2000 года, в день убиения нашего государя-мученика Николая II и в год причисления его к лику святых, то сразу оторопь берет. Злым поднебесным силам православный царь в России очень уж не по нутру. Вот они и лютуют. А тут еще мы прославили святого угодника и хотим обрести его святые мощи. Да для них это как кость в горле. Вот они нам всячески и мешают. Шутка ли, сказал, экскаватор каждый день ломается. И все-то нас от того места, где прежде была могила, кто-то невидимо отводит. Знаем точно, что похоронен был батюшка с правой стороны у алтаря, а уже два дня копаем у входа. Спал я в ту ночь как-то неспокойно и от нахлынувших на меня мыслей и чувств долго не мог заснуть. Вспомнил я, как впервые сюда приехал, как искал фотографию отца Егора и как собирал материалы о нем. Старых людей, тех что помнили его, и тогда уже было мало, а теперь их совсем почти нет. И в то время я даже и в мыслях не мог себе представить, что буду присутствовать при обретении его святых мощей.
«А какой, интересно, он будет лежать в гробу? – думал я. – Ведь гроб-то опустили в могилу, почти наполовину наполненную водой». Его внучка Е.Н. Потапова мне рассказывала: «В первый день воду из могилы вычерпали, но, когда пришли хоронить, она из-за обилия родников в этих местах наполнилась вновь. Время тогда было тревожное, да власти торопили, так гроб туда и опустили».
«А все-таки мы мало о батюшке знаем, – думал я. – А самого главного, пожалуй, совсем не знаем. Например, в чем причина его отъезда из родного села Андросово. Ведь там он вначале учителем, а потом и директором земской школы был и вдруг разом все бросил и стал священником. И поехал-то в приход не богатый и многолюдный. И вот что интересно. В то время все прихожане считали, что он не жилец, так как задыхался и кровью кашлял. Об этом и С. А. Нилусу хозяин постоялого двора говорил. Но батюшка здесь 43 года прожил и умер не от туберкулеза. Значит, он тут, в Спас-Чекряке, вылечился. И дано ли ему было на переезд Божье указание еще в Андросово или он сам дал Богу обет здесь, в Спас-Чекряке, нам так и не известно. А еще вот что странно. Батюшка Егор 73 года прожил и столько уже в земле пролежал. И кто, как не Бог, разделил это время на равные отрезки». И тут я увидел некую параллель с другими святым и подумал: «А ведь и преподобный Серафим Саровский тоже на этом свете 73 года прожил, а потом почти столько же в земле лежал, пока его не прославили». Мне давно уже казалось, что между ними существует какая-то связь, которую я пока не понимаю. Это чувствовали, по-видимому, его воспитанницы, которые незадолго до революции всем говорили: «У преподобного Серафима в Дивеево тоже вначале был приют, а потом возник женский монастырь. Так и у нас будет». И кто знает, думал я, слушая размеренный ход часов, если у Бога такой замысел был, то так оно и будет.
Так с этими мыслями я и заснул, а когда проснулся, то по доносившемуся от экскаватора шуму понял, что работа уже идет вовсю. Я быстро оделся и вышел на улицу. Накануне глава администрации Болховского района Н. А. Краличев обещал прислать сюда второй экскаватор и слово свое сдержал. Два экскаватора рыли на поляне землю.
Надо отметить, что в эти дни все руководители, все службы, да и все православные люди, принявшие в этом деле участие, оказались на высоте. Многие из них молились, просили у Бога помощи, а некоторые даже стали на особую молитву и строгий пост. Нашлись и те, которые написали письма в известные монастыри России с просьбами о молитвенной помощи.
Все предыдущие три дня приезжал в Спас-Чекряк архиепископ Паисий: благословил, переживал, молился. Вместе с епархиальным секретарем о. Иоанном Троицким приехал он и в этот раз.
И вот после нескольких часов безуспешной работы по совету священников было решено вернуться на прежнее место и копать там, где раньше находилась могила. Начали с того, что самым тщательным образом установили по фотографиям месторасположение церкви, а затем определили и расчистили фундамент вдоль всего алтаря. И работа закипела вновь. Где-то в одиннадцатом часу дня из Орла приехала съемочная группа ОГТРК вместе с редактором программы «Благовест» Ольгой Ивановной Патенковой. «Я просто не могла остаться в Орле, – сказала она. – Сердце сюда так и тянуло. К тому же сегодня день Георгия Великомученика, и я чувствую, что здесь что-то значительное произойдет». И предчувствие не обмануло ее.
В середине дня вдруг выглянуло солнце и осветило окрестные места. От убогости и запущенности, которые царили тут вокруг, показалось оно необычайно ярким.
В это время мы с Евгенией Мастепановой пошли на кладбище к бывшей воспитаннице приюта Надежде Дмитриевне Дивногорской. Это она веточками отмечала место батюшкиной могилы, когда ее сносили, а в остальные годы ухаживала за ней и чистила святой колодец. Странная и интересная была у нее судьба. Вскоре после смерти отца Георгия все его родственники были арестованы, и могила у него была без ограды и креста. И тогда Надежда Дивногорская стала собирать деньги. Была она сиротой, своих доходов почти не имела и собирала в основном те копеечки, что клали паломники батюшке на могилку или бросали в святой колодец. В те годы тяжело жилось людям, особенно в сельской местности. Деньги в колхозах почти не платили, и поэтому собирала она нужную сумму несколько лет. И хоть сама жила в большой нужде, но все же поставила отцу Георгию кованую ограду и крест.
После смерти о. Георгия прожила Надежда Дмитриевна в Спас-Чекряке почти 30 лет и тихо скончалась. А так как была она сирота, то и у нее вначале, как и у батюшки, был на могилке лишь земляной бугорок.
В начале 1980-х годов приехали в Спас-Чекряк паломники из Болхова и поставили отцу Георгию мраморный памятник и новую ограду, а прежнюю вместе с крестом бросили на поляне. Тут-то и вспомнили вдруг учителя местной школы про Дивногорскую и поставили ей на могилку ту ограду и крест. Вот уж воистину не оставляет Господь Бог никаких добрых дел и всегда отблагодарит за них и в этой, и в той жизни. Пробыли мы на могилке совсем недолго, а когда возвращались, зашли на святой колодец и встретили там кинооператора Андрея и шофера ОГТРК. Они снимали купальню и окрестные места. Я не успел еще попить святой воды, как прибежала Ольга Ивановна и сказала ребятам, что там кого-то нашли.
Вслед за ними на место раскопок поспешили и мы, и подошли вовремя. Я заглянул вниз и увидел торчавшие сбоку доски. Отец Владимир Герченов, Олег с Игорем и несколько человек из МЧС осторожно счищали с них слежавшиеся комья глины.
Гроб оказался обложен дубовым настилом, и ребятам пришлось приложить немало сил для того, чтобы вначале обкопать этот дубовый саркофаг, а потом его и разобрать. Все люди, стоявшие наверху, с замиранием сердца следили за их работой. Медленно и осторожно расчистили ребята и сам гроб. Он оказался почти черного цвета, а к верхней его крышке был прибит большой деревянный восьмиконечный крест. Тут же измерили и записали его размеры. Длина гроба оказалась 2 м 20 см, высота 60 см, ширина у изголовья 80 см, а у ног – 40 см. Нашли батюшку всего в 2 метрах от его прежней могилы. И нам остается только гадать, ошиблась ли его духовная дочь, когда веточками обозначала могилу, или же умышленно отнесла ее чуть в сторону, опасаясь, что батюшку выкопают богоборцы и увезут. Такие факты были тогда известны. Внутри гроб, как мы и предполагали, был набит землей, но тем не менее, когда открыли крышку, мы отчетливо увидели темное коленкоровое Евангелие и вставленный в руку Батюшки кипарисовый крест. Олег с Игорем и ребята из МЧС начали осторожно расчищать кисточками землю, и вскоре стал постепенно вырисовыаться остов усопшего одетого в священническую одежду. Вначале расчистили плечи и голову, и тут мы увидели митру. Оказывается, батюшка Георгий был митрофорный, но никто из нас этого не знал. Хорошо сохранились волосы головы и бороды, а также много нетленной плоти. Когда ребята из МЧС попытались немного приподнять батюшкину голову, то раздался характерный для плоти треск.
Все вещи, которые находили в гробу, включая остатки покрывала и куски от обшивки гроба, передавали наверх, где их фиксировали на видео- и фотопленку и тщательно рассортировывали. Руководили работами наверху – о. Иоанн Троицкий, а внизу – о. Владимир Герченов. Несмотря на то, что был декабрь, холода из нас никто не чувствовал. Из могилы явным образом шло тепло, растворенное тонким благовонием. Позже, когда о. Владимир проявил высокочувствительную цветную пленку и отпечатал фотоснимки, на них хорошо было видно, как от гроба отходят вверх разного размера светлые шары, а у изголовья струится яркий свет. Одна из таких фотографий была напечатана в 12-м номере «Орловских епархиальных ведомостей» за 2000 год.
Где-то в 3-м часу дня начали поднимать по частям батюшкины святые останки, стараясь сохранить их прежний порядок, и укладывать на железный лист. Сначала подняли голову, потом кисти рук и ребра, затем позвоночник, таз и кости ног.
Наконец, когда работа была закончена, четыре священника подняли батюшкины мощи и с пением «Трисвятого» понесли в машину. Я не знаю, что испытывал в тот момент каждый из нас, но меня лично охватил вдруг такой благоговейный и восторженный трепет, что я растерялся и не знал, что делать. Думаю, что такое состояние в тот миг было у многих, в том числе и у епархиального секретаря о. Иоанна Троицкого. Он вдруг в каком-то блаженном восторге достал из машины церковные календари и стал всем дарить, причем каждому подписывая. Мне он написал: «Дорогому Николаю Николаевичу в память о дне обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. С благодарностью за его великий труд. С любовью о Господе».
А у Владыки Паисия в это время телевизионщики брали интервью, и, как только закончили, все мы двинулись в Болхов.
Бережно, с любовью и благоговением батюшкины святые мощи были доставлены в Болховский Спасо-Преображенский собор. Произошло это в двухтысячном году, в день памяти освящения церкви св. Георгия Победоносца в Киеве. Случайных совпадений, как известно, не бывает и тут следует указать на еще один очень замечательный факт. Когда батюшку Георгия вносили в храм, на соборной башне часы отсчитывали 16 часов.
В соборе в это время начиналась воскресная торжественная служба, и батюшка на нее минута в минуту успел.
Святые Мощи его поставили вначале перед открытыми Царскими вратами и, пропев молитвенное славословие, внесли в алтарь.
В нашей Орловско-Ливенской епархии кроме Георгия Коссова в 2000 году были прославлены еще пять человек, но обретение святых мощей случилось за 211 лет впервые. И это немаловажный и отрадный для всех нас факт, подлинный смысл которого мы осознаем лишь спустя некоторое время.
И в заключение я как непосредственный участник всех событий, связанных с обретением и освидетельствованием святых мощей хочу заверить, что я верю и исповедую, что это, вне всякого сомнения, святые мощи отца Георгия Коссова. А еще благодарю Бога за то, что мне довелось поучаствовать в таком великом деле и по мере своих сил поспособствовать и послужить как прославлению, так и обретению святых мощей этого славного Божьего Угодника!

Радость наша отче Георгие! Всемогущим Ходатайством твоим У Царя Небесного укрепи державу нашу, Разруши козни врагов Церкви И испроси нам мир и благоденствие, Обещанные тобой. Аминь!

Усов Н. Н. Ахтырский собор. 4 февраля 2003 года.
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 03.09.2014 12:57 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#5918
Юрий
Ветеран
Постов: 4795

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ4 г., 9 мес. назад Репутация: 43  
Рака СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ


Спасо-Преображенский собор г.Болхов



Глава Орловской митрополии Антоний 10 января 2015г.
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
 
Последнее редактирование: 11.11.2017 15:26 Редактировал stashkov55.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
#7863
Сомов Вячеслав Алексеевич
Ветеран
Постов: 1256

Пользователь в оффлайне  Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
RE: СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ4 г., 1 мес. назад Репутация: 9  
Кто мы? / "Русская Голгофа". Фильм 11-й
В этой серии цикла Голгофа рассказывается и об о свщисп. Георгии Коссове.
 
ЗарегистрированЗарегистрирован  
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Вверх
Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнением авторов статей и комментариев
При перепечатке или частичном использовании материала активная гиперссылка на сайт www.bolhov.ru обязательна
Болхов.Ру © 2004-2017