Даниил (в миру Дмитрий Алексеевич Троицкий),
архиепископ (6 октября 1887, село Липицы Каширского уезда Московской губернии — 1934, Брянск). Деятель Русской православной церкви, архиепископ Брянский.
Архиерей.
С 28 октября 1917 — настоятель Болховского Троицкого Оптина монастыря, Орловской епархии.
17 апреля 1921 хиротонисан во епископа Болховского, викария Орловской епархии. Во время проповедей критиковал новую власть: «Все забыли праведное учение и стали верить в какую-то кучку людей, не понимающих самих себя…». Был арестован и пять месяцев пробыл в тюрьме. Через некоторое время после освобождения был вновь арестован, оправлен в центр исправительного труда, а затем признан «социально опасным элементом» и без суда выслан на два года в Среднюю Азию. Отбывал ссылку в городе Педжикенте.
Будучи ссыльным, вместе с епископом Василием (Зуммером) участвовал в тайной архиерейской хиротонии владыки Луки (Войно-Ясенецкого).
С 1927 — епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии.
С 1928 — епископ Рославльский, викарий Смоленской епархии. «За агитацию против колхозов» был арестован и выслан в Архангельскую губернию
С августа 1931 — епископ Орловский.
С декабря 1931 — епископ Брянский.
С 3 января 1934 — архиепископ.
Запомнился жителям Брянска своими пламенными проповедями, а также тем, что при нем были обретены и вновь погребены под алтарем Введенского храма мощи святого князя Олега Романовича Брянского. Сделано это было «во избежании поругания от безбожных властей». Скончался от тифа — сказалось подорванное в последней, северной ссылке здоровье.
Вопрос о канонизации
По состоянию на 2005 в Брянской епархии завершила свою работу комиссия по канонизации владыки Даниила. После изучения архивных документов церковные власти признали, что архиепископ пострадал за веру, то есть имеется возможность для его причисления к лику святых как исповедника. Решение этого вопроса остаётся за Св. Синодом.
Болховский монастырь. 1921-1922
19 ноября 1921 в местной газете г.Болхова Орловской губернии появилась с
кандальная статья под названием «Новый Распутин». «Героем» публикации был известный и весьма уважаемый в городе человек — еп.Даниил (ТРОИЦКИЙ). Важно отметить, что статья в газете, с небольшими изменениями, практически
повторила текст доноса на имя начальника Болховского исполкома, который был тотчас же переправлен местным чекистам, а затем и в газету....
krotov.info/history/20/1940/osipova7.html
____________________________________
Даниил (Троицкий), Фотография. 30-е гг. XX
2 окт. 1917 г. по ходатайству Орловского и Севского еп. сщмч. Серафима (Остроумова) назначен
настоятелем Оптина болховского Рождества Богородицы и Святой Троицы монастыря (ныне женский). Назначение Д. состоялось вопреки воле братии мон-ря, ранее выбравшей настоятеля из своего числа, к-рый не был утвержден Синодом. С нояб. 1917 до нач. 1918 г. председатель Болховского Макариева отд-ния Орловского церковного историко-археологического об-ва. 2(15) февр. 1918 г. после общегородского крестного хода в Орле выступил с речью от имени епархиального духовенства, поклявшись твердо стоять за Церковь.
25 апр. того же года возведен в сан архимандрита. С мая по авг. 1919 г. временно исполнял обязанности члена Орловского епархиального совета.
Во время гражданской войны Д. был вынужден надолго покидать мон-рь для исполнения поручений еп. Серафима, а также в связи с угрозами со стороны властей.
По возвращении в обитель он обнаружил пропажу монастырских ценностей, к-рые в кон. 1917 г. с согласия Д. были тайно укрыты иером. Ксенофонтом, фактически управлявшим мон-рем в отсутствие настоятеля. По рапорту Д. от 26 июня 1920 г. Орловским епархиальным советом в Болховский мон-рь была направлена духовная следственная комиссия, признавшая единственным виновным в пропаже вещей скрывшегося иером. Ксенофонта.
Одновременно проходило следствие болховского угрозыска по делу «о сокрытии от представителей Советской власти драгоценностей монастыря и их хищении», у Д. был проведен обыск, взята подписка о невыезде.
В связи с арестом еп. Серафима вступил во временное управление Орловской епархией. Проявил себя непоколебимым борцом с обновленчеством. По версии обновленцев, 17 мая 1922 г. на созванном ими собрании духовенства Д. признал Высшее церковное управление (ВЦУ), в связи с чем ВЦУ официально утвердило его временно управляющим Орловской епархией. Однако в доносах на архиерея местных представителей «Живой церкви» сообщалось, что Д. категорически отказался благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. Приходские общины и мон-ри Орловской епархии, отказываясь подчиняться ВЦУ и «Живой церкви», обращались к Д. с просьбами принять их в свое архипастырское окормление. В ответ обновленцы развязали против архиерея клеветническую кампанию в местных газетах, выпускали порочащие епископа листки, составляли доносы в гос. органы. Губ. отдел ГПУ НКВД с беспокойством отмечал, что Д. «пользуется большой популярностью среди верующих во всей Орловской губернии». 28 окт. 1922 г. он был вторично арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и умышленном сокрытии от Советской власти церковных ценностей». Виновным себя не признал. 27 дек. того же года Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки в Хиву