Партнеры
25
Чт, апр

Статьи

Авторские статьи о Болховском крае

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Image"Рождество приходит даже на поле боя" 

 
Какое отношение к Рождеству, Новому Году, Календарю, нашему времени, имеют Цезарь Ю., Папа Грирорий 8, и т.д. Оказывается самое прямое. Дело в том, что праздники, у людей, созданы Богом. Так есть знаменательное число 25 декабря, которое играет значительную роль в жизни миллиардов людей.

В чём же дело? Бог так сотворил мир, что 25 декабря Солнце разворачивает свои Восходы и Закаты, взойдя в созвездии Козерога на Север. Т. е. наступает Зима, и природа уже начинает готовиться к Весне. Происходит СОЛНЦЕПОВОРОТ - Солнце "возвращается" к людям, уходя от тропиков. Это заметили люди ещё в древности. И стали проводить Празднества, называя их, по сути, - Днём Рождения Солнца. Но поскольку Названия Солнца были различны, люди, считали этот день:

- Египтяне – Днём рождения Осириса;
- Народы Севера в условиях Полярной Ночи считали это Днём, точнее Ночью - ЮЛЕ (Значит - поворот, возвращение);
- Славяне (до принятия Христианства) называли это Солнцеворотом - зимним. 

Когда возникла Римская империя, знакомая нам по школе, возникла потребность заменить существовавшие многочисленные, на её территории, календари (лунные, солнечные, смешанные) одним календарём (для удобства управления). И по совету Египетского Астронома Созигена Юлий Цезарь (находящийся в Египте, в плену любви Клеопатры) с 1января 45 года до н.э. ввёл в действие Календарь, получивший название его имени-Юлианский. Календарь устанавливал четырёхгодичный период, по которому 3 года были по 365 дней, а четвёртый, чтобы избежать ошибки - устанавливал 366 суток (в феврале - дополнительный день). (прим. адм.: 1 год был равен 365 суток и 6 часов, каждый четвертый – високосный уравнивал ежегодную разницу в 6 часов) Новый Год начинался с 1января. Месяцы имели по 31 и 30 суток, а февраль 28 (29 суток в високосный год). 
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
ImageО декабристах написаны книги и сняты кинофильмы. Хорошо написаны и замечательно сняты. Читаю и смотрю всегда с удовольствием. Но есть одно "но", постоянным вопросом. Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, никаких "если бы да кабы". Что сложилось - то сложилось, не прибавить - не отнять. Но вот сидит это "но" и никуда от него не деться! А если бы жёны декабристов в Сибирь не приехали?

Нет никакого желания загружать читателей сведениями о причинах выступления, планах декабристов, о программах и самих личностях участников. Мнения расходятся даже у специалистов, причём диаметрально противоположно. Куда уж нам грешным? Хватит школьного курса истории да фильма "Звезда пленительного счастья", снятого к 150-летию со дня восстания. Какие типажи! Не удивляюсь, после "Белого солнца пустыни" у режиссёра Владимира Мотыля считали за счастье сниматься многие актёры. Что говорить, это нужно смотреть, что вполне доступно любому человеку при современных информационных технологиях. Хотя лучший просмотр фильма - на премьере в кинотеатре! И есть ностальгия по кинотеатру старому, с бабульками - контролёрами и вечными парочками в последнем ряду. Без "Кока-колы" и попкорна! Кто помнит - расскажите молодёжи. Это было и это - правда...
 
14 декабря 1825 года (по новому стилю 26-го декабря) очередная годовщина выступления на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Выведенные из казарм подразделения, всего около трёх тысяч человек, построились в каре вокруг памятника Петру Первому - Медному всаднику. А дальше ...
 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image"... Кто может вместить, да Вместит .... " (1)
Евангелие от Матфея. Гл . 19 :12

Существует понятие Евразия . Понятие сложное и многими объясняющееся противоречиво.  Дело в том,  что отдельных континентов - Европа и Азия не существует, а они находятся на одном континенте, и "расходиться не хотят".  Не будем затрагивать все стороны этого понятия, и остановимся лишь на некоторых, поскольку они связаны с историей нашей Малой и Большой Родины.

Географически территория России располагается в следующих субзонах:

  • существует длинная, почти беспрерывная полоса безлесных равнин и плоскогорий, тянущаяся от Тихого Океана до устьев Дуная. Эту полосу можно назвать системой Степи или Полосой Степи;
  • с Севера Она окаймлена широкой полосой Лесов, которые занимают огромные площади. Эта полоса параллельна предыдущей, её можно назвать Полосой Лесов; 
  • Полосой Лесов граничит с Полосой Тундр;
  • На Юге существует система горных хребтов, т.е. Полоса Гор.

Таким образом, существуют 4 параллельные Полосы, которые тянутся с Запада на Восток, на многие тысячи километров: ТУНДРОВАЯ, ЛЕСНАЯ, СТЕПНАЯ, ГОРНАЯ. В то же время, с севера на юг все Они пересекаются с системами больших рек. Внешние очертания этой огромной географической области характеризуются - отсутствием выхода к открытому морю.

Кроме того, климат её, резко отличается от климата Европы и самой Азии. Это позволяет считать её - Особым Материком и называть ЕВРАЗИЕЙ. (2) Даже население этой области неоднородно не только в национальном отношении, но и в расовом (европеоиды и монголоиды).
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
ImageСреди подписавших наказ дворян Болховского уезда в 1767 году значится и Степан Матвеевич Ржевский. Исполнилось полковнику тридцать пять лет, и командовал он расквартированным в Болхове Ширванским полком. В ту пору полк ещё не был знаменит, боевую славу он завоюет годы спустя на Бородинском поле и в горах Кавказа под развёрнутым бело-голубым полковым знаменем. И станет одним из лучших полков русской армии. Прославленный генерал Алексей Петрович Ермолов, наш земляк, назовёт полк "Десятым легионом", а великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, потомок болховских Ржевских, напишет стихи: "Ширванский полк могу сравнить с октавой". Но всё это потом, а пока шли учебные будни. Бывалый командир без устали повторял военную мудрость: "Чем больше пролито солдатского пота на учении, тем меньше прольётся солдатской крови на поле брани". 

Степан Матвеевич принадлежал к дворянскому роду Ржевских, широко известному в русской земле. Его предки достойно служили Отечеству со времён княжеской Руси. Да и происходили от смоленских князей, потомков Рюрика. Роман Фёдорович Ржевский погиб на Куликовом поле в 1380 году, его потомки были воеводами, окольничими, выполняли дипломатические поручения. Представители рода Ржевских вошли в родословные книги девяти российских губерний, в том числе и Орловской.

Из болховских Ржевских самым известным был Иван Иванович, погибший в Чигирине воевода. Отважный защитник родной земли погиб в 1678 году от турецкой гранаты и был привезён в родной Болхов. Похоронили воеводу в приделе построенного на его средства Спасо-Преображенского собора. Позднее, в 1705 году, рядом с ним был похоронен сын, воевода Тимофей Иванович Ржевский, убитый стрельцами во время восстания в Астрахани. Командир Ширванского полка Степан Матвеевич Ржевский приходился ему правнуком. Во второй книге "Болховских историй" краевед Вячеслав Константинович Рыбников написал очерк о жизненном пути воеводы Ивана Ивановича Ржевского и подробности его гибели.
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Image                                                      К юбилею Ивана Сергеевича Тургенева

 

По лесной опушке нужно идти не спеша. В любое время года, но особенно ранней осенью. Берёзы шелестят начинающей желтеть листвой, ветер несёт паутинку-путешественницу и открываются радующие взгляд дали среднерусской природы. Вроде всё просто, но так по-родному! И сразу вспоминаются тургеневские "Записки охотника" - гимн любви великого писателя к своей Родине.

 

16 сентября 2017 года участники Орловской походной группировки совершили очередной пеший поход по памятным местам Болховского района. Побывали и в старинном селе Коноплянка, старое название - Введенское. Составили отчёт и выложили на своей страничке в сети. После этого было просто невозможно не сесть за стол с ручкой и блокнотом...

 

В приделе Введенской церкви села Коноплянка Болховского уезда Орловской губернии были похоронены в стародавние времена Пётр Петрович Апухтин, его жена Екатерина Алексеевна и Николай Гаврилович Левшин. Прадед и прабабка Ивана Сергеевича Тургенева и его двоюродный дядя, оставивший потомкам "Домашний памятник" - удивительные заметки о своей жизни и помещичьем быте.

 

Вот что написано в "Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии", изданном в Орле в далёком 1905 году: "... на одной из стен храма прибита медная дощечка (с иконой над ней), обозначающая место погребения П. П. Апухтина (сына храмоздателя) и его супруги Екатерины Алексеевны Апухтиной, отличавшейся почти подвижническим благочестием". В своих заметках "Домашний памятник" Николай Гаврилович Левшин привёл текст на стене церкви: "1755 года, июня 11-го, кончил жизнь Пётр Петрович Опухтин 30-ти лет". Левшин также поведал потомкам о своей бабушке, Екатерине Алексеевне: " В самых молодых годах, быв, своего времени красавица, она вышла замуж, по любви, за армии поручика Петра Петровича Опухтина, который был её достоин в полном смысле, красовался добродетелью и пригож наружностью. Они жили счастливо, так что многие радовались и многие завидовали. Блаженство их недолго продолжалось - четыре года". Трагически погиб муж и "...неутешная вдова его осталась с двумя дочерьми". 

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageИзменения климата, даже на протяжении Жизни одного поколения, вызывают у людей различные эмоции, иногда переживания (наводнения, засуха, неурожай и т.д.) Иногда радость ("бабки" в Болховском районе говорили про дождь летом "Огуречничек пошёл"). Глобальные же изменения не остаются в памяти народной, пока учёные археологи, историки, естесственники не обнаруживают доказательства их существования в прошлом.  А ведь эти изменения глобально влияли на жизнь людей, вплоть до их переселения, изменения рода занятий, условий жизни и т. д.

Прародиной славян (на основании тысяч исследований в Европе, Азии, Америке) местом появления славянства, ныне, считается территория между Одером (славянское Одра), Эльбой (по славянски Лаба),  Вислой, побережьем Балтики (в разных источниках носило название Сарматское море, Варяжское море). (1) 

Именно здесь, на просторах Европейской равнины в Среднем Повисленье (Висла), рядом с другими племенами проживали предки Славян во времена Римской Империи. Климат первых четырёх веков нашей эры способствовал занятию земледелием, которое было основой жизни населения (славян, германцев и др. народов). Но по данным археологии и др. наук, в конце 4 начале 5 века нашей эры все поселения были оставлены жителями. Что же произошло?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageСмутное время продолжавшееся несколько десятилетий и стоившее Русскому народу огромное число жизней. Было вызвано самыми различными причинами, как внутренними, так и внешними. Иван Грозный отказался от руки Английской королевы, разрушив планы Британии. Перехитрил Римского (папского) посланника по замене православной веры в России на католическую, т. е. превращению России в колонию и др. Недовольство бояр ограничением власти, что делало Россию ещё более могучею. Убийство Царевича Дмитрия (прекращение династии Рюриков), начало закрепощения крестьян (при Борисе Годунове), вызвавшее недовольство среди народа. 

Неурожайные годы начала 17 века, приведшие к голоду, деятельность Британской, и других разведок, пытавшихся доказать, что Иван Грозный чуть ли не Зверь, а сами славяне не ЛЮДИ. Что вписывалось в их европоцентризм, предусматривающий, что Европейцы - наследники романогерманской культуры, являются Центром Вселенной и Создания Творцом, что они Совершенней других народов. А славяне должны им Покориться. (отдать им землю, поменять веру и превратиться по сути в рабов). В основном всё это и привело к Смуте. 

Дух буйства и раздора, гнуснейшие страсти, предательство во всех слоях общества (первым из рода Рюриков изменил князь - Василий Михайлович Мосальский), а среди более "низших", предателей было множество.  

Движение Самозванства на Руси стало массовым, поскольку народ теперь не верил слабой Центральной власти, но и ослабела Вера в Святую Русь. Кроме первых Двух (Лжедмитрий 1 и Лжедмитрий 2) "огласились" ещё десять.  

Первым, кого поддержала Польша, надеясь на русский престол, был Лжедмитрий 1, а затем и второй (Лжедмитрий 2). Но таких на Руси оказалось много, поддерживаемых разными группировками...
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
Image9 мая 2017 года, когда первый на Орловщине крупный воинский мемориал, расположенный в далёком углу Болховского района, был заполнен посетителями, мало кто из них обратил внимание на то, что этот день для одного из воинов, ставшего почти своеобразным символом данного мемориала, оказался юбилейным. Причина понятна: сложно соотнести одно из грандиозных событий XX-го века – окончание второй мировой войны на Европейском континенте, с событиями войны последней четверти века XIX-го. Но именно 9 мая 1837  года, 180 лет назад, родился будущий участник и русско-турецкой войны 1877-78 гг. Василий Николаевич Лавров (1837-1877), монумент которому и расположен на краю берёзовой рощи  Кривцовского мемориала.

Генерал В.Н. Лавров отдал жизнь за освобождение Болгарии. На месте былых боев под болгарским селением Горни Дъбник (Горный Дубняк), где он был смертельно ранен, ещё в 1950-1954 годах болгарами был заложен парк-музей, названный его именем: тоже своего рода мемориал, поскольку в нём, как и у Кривцово, есть братские могилы русских воинов.   Погибших в кровавом сражении под Горным Дубняком похоронили с воинскими почестями – это была русская гвардия.
 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageВот и наступила пора рассказать о наказе болховских дворян своему депутату. Текст опубликован в трудах Императорского русского исторического общества, том 68, страница 506 и далее ещё девять. Искать текст по старой схеме: набираете "Сборник русского исторического общества", затем выбираете том и страницу. В каждом томе есть оглавление. Случайно или нет, но количество пунктов в дворянском наказе совпадает с количеством пунктов купеческих. Может просто совпадение, но дворянский наказ был составлен ранее, а расторопные болховские купцы могли разведать и у писарей. А потом тактично изложить свои думы и чаяния, не выходя за рамки приличия. И высшее сословие уважили, но и себя показали. В других губерниях бывало и по-другому. Так, муромские дворяне заявили, что "нужд и отягощений не знают". Не подданные, а подарок любому правителю! А из Архангельска наоборот, привезли множество пунктов (не счесть, восемьсот с лишним). Вспоминаются строки из песни Владимира Высоцкого: "Нет, ребята, всё не так..."
 
Взялся за чтение текста наказа и словно окунулся в русскую классику. Пушкин, Тургенев, Лесков, мемуары. "Дубровский", "Дворянское гнездо". Знакомая картина... Дробление имений, захват угодий, конфликты между дворовыми людьми соседей-помещиков, всевозможные компенсации, проблемы с расквартированием военных, порубки леса. Помните поимку отцом Дубровского порубщиков-троекуровцев? С большим знанием вопроса писал Александр Сергеевич Пушкин. И про разбойников (куда же без них в ту пору?) дворяне упомянули. Явление имело место и требовалось решение. Дворяне предлагали следствие проводить на месте, не отправляя задержанных вышестоящим властям, из воеводских канцелярий в провинциальные. И с продажей имений требовалось навести порядок, оформляя сделки в воеводских канцеляриях, по месту нахождения имения, "дабы впредь по смерти тех продавцов от наследников их споров не происходило". Написано языком выразительным, каждый пункт тщательно продуман.
 
 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image"...Во всём, что встретится тебе ... доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли...,
и с большею точностью  выразить оную..."  
Авва Исаак Сирин (1)

Создавая кумира, т.е. ложный образ действительности, условий жизни внешней, мы забываем о том, что со временем меняются в языке, на котором говорим значения слов, их смысл. Часто приводится цитата о Болхове, написанная  священником "Путешествие в святую землю священника Иоанна Лукьянова" (2), где  Он пишет о Болхове и болховчанах "...люди в нём невежи, искусу нет, ни у мужеска полу, ни у женска, ... - своемеры дулепы ..."(3) Здесь  Лукьянов И. выступает в роли судьи населения целого города, причём разных сословий. Посмотрим, что означали в то время слова им употреблённые, поскольку сейчас они кажутся не совсем безобидными, для образа жителей г. Болхова, который им создаётся. 

Надо заметить,что в сравниваемых Лукьяновым городах он был по нескольку дней, а в Болхове: "...и придохом в Болхов утро на первом часу дни рано на празднество Богоявления Господня и прибыхом той день в Болхове весь до ночи..." Причём до этого в Калуге его несколько дней : "...и прияша нас с любовию тёплою и угостиша нас добре, и сотвори нам вечерю добру ..." А позднее посещения Болхова в Орле: "...покудова мы у него стояли в его доме (Нила Басова) всё нас поил и кормил, и коней наших; более той любви невозможно сотворить, яко же Авраам Странноприимец И сведоша про нас боголюбцы, и начаша нас к себе звати в домы своя и покоить нас; Спаси их Бог, добрые люди! миленькие орляне..."(3) А о жителях Белёва: "...В Белёве люди зело доброхотны; люд вельми здоров и румян; мужеск пол и женск зело крупен и поклончив..." (3) Что значат для болховского уха немилые слова Лукьянова И.?
  

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image«...не сотвори себе кумира...» Исход, Гл.20  

Зачем предупреждает об этом Бог? Да потому, что в основе поклонения кумиру  лежит Гордыня, которая основывает любой грех т.е. нанесению вреда самому себе и отдалению от Бога, и гибель. Но есть люди, которые используют известные события, имена для того, чтобы служить Гордыне князя мира сего (дьяволу)  и лелеять собственную (гордыню), не понимая того, что они творят или делая это сознательно. Как можно забыть Садом и Гоморру, которых Бог осудил и подверг гибели! А в этом и есть Суд Божий или как принято говорить - Судьба. Может ли кто-нибудь знать свою судьбу, а тем более судьбу целого города? Конечно нет. Человек сам создаёт духовные (внутренние) условия своей жизни, а уже Бог создаёт внешние (условия) соответствующие внутренним, даже для целых городов. Мы все связаны друг с другом во внешних условиях жизни, не понимая этого и не желая чаще всего понять это, и в результате получаем - те условия жизни, которые соответствуют нашим духовным, причём всех горожан сразу…

Приводится в Интернете мнение, что судьба у БОЛХОВА не сбылась. Но кто из болховчан знал и знает свою судьбу, а тем более своего города? В доказательство никчёмности города Болхова его примитивности приводится стихотворение блестящего поэта и писателя «Серебряного века» Саши Чёрного под названием «Уездный город Болхов» которое он написал наблюдая реальную жизнь, проживая некоторое время в Болхове.
 
Здесь Саша Чёрный пишет:

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
Image   
Фото с колокольни -
Чудо предо мной. 
То не град престольный,
Болхов наш родной.

На горе, на Красной, 
Высится собор.
Снимку - полтораста,
Цел и до сих пор.

Дивная картина!
Церкви, купола.
Не одна тропинка
К храму пролегла...

Сделал снимок мастер,
Честь его труду.
Всем желаю счастья
В будущем году!